Главная » Публикации » Библиография » Строкова К. Самойловка слобода, Балашовского уезда. Обычаи жителей этой слободы / К. Строкова // Саратовские губернские ведомости. – 1849. – №16.

Самойловка слобода, Балашовского уезда. Обычаи жителей этой слободы

Жители слободы Самойловки почти все малороссы, и между ними до сих пор сохранились некоторые малороссийские обычаи.

...

Прежде всего, в глаза бросается образ воспитания этих малороссов. Они очень любят учиться грамоте. Но эта любовь, как видимо, ограничивается очень немногим. Начиная с А и выучив оксiя, саварiя и пр. до буквы «буди благочестив», ученик уже считается полузнающим. Это у них называется выучиться до каши. Это, довольно странное выражение употребляется потому, что ученик, когда выучится до «Буди благочестив» обязан принести своему наставнику известный подарок, а товарищам горшок молочной каши. Ученики, собравшись вместе, съедают кашу, вешают горшок на вбитый посреди двора кол и, отойдя на 12 шагов, попадают в него палками.

...

Святки проводятся в селе Самойловке точно так же как и всех малороссов. На сочельник перед Рождеством Христовым поселяне варят узвар из сушеных яблок и груш и варят кутью. И узвар и кутья ставятся на сено в передний угол, который называется покутьем. После ужина остатки узвара и кутьи опять ставятся на покутье и там стоят до самого крещенского сочельника. После святой воды садятся ужинать, доедают все, потом, вышедши из за стола, берут в руки дубину и ударяют несколько раз сильно в ворота, приговаривая: пишла кутя с покутия, а узвар на базар.

На самый новый год, по выходе от утренней, до самой обедни, мальчики ходят партиями по избам и сыпят горох, пшеницу, овес и другие семена, сперва на иконы, потом по стенам, приговаривая:

На счастье, на здоровье, на Новый год;

Уроди, Боже, жито, пшеницу

И всякую пашницу.

На Богоявление по выходе от утренней до литургии запрягают пару или одну лошадей, сажают маленьких детей и скачут по улицам во весь опор. Это делается для того, чтобы уродился долгий хороший лен.

Малороссы, живущие в слободе Самойловке, верят русалкам и ведьмам. Ведьмы, по их мнению, обращаются также в сороку, клубок, кадушку – во все, что только есть видимого в природе. Они ходят по ночам, пугают народ, портят коров и наносят различный вред.

Поверья о ведьмах, вероятно, произошло от того, что женщины – плутовки одевают ночью белый саван, распускают волосы, ползают на четвереньках, придавая, таким образом, себе фантастическую фигуру, доят чужих коров, выкапывают по чужим огородам овощи и обрывают в садах плоды.

Особенно странно в Самойловке поверье о русалках. Жители Самойловки, по их рассказам, представляют русалку в виде орангутанга: косматая, горбатая, с большим брюхом и острыми когтями, с длинной гривой и с железным крючком, которым она ловит людей.

Это уже не малороссийское поверье. В Малороссии, в ,Украине, точно так же как и везде, русалка представляется с лицом обворожительной красоты и с прекрасными формами тела. Это главное отличие русалок; этим они и заманивают простаков в свои сети. Отнимите у них красоту, и они потеряют свою силу, перестанут быть русалками. Тогда они должны будут изменить для своих жертв и самый род смерти. Женщине косматой, горбатой и еще с острыми когтями неприлично и неудобно заниматься щекотанием людей. Нет, жители Самойловки, вероятно, перепутали понятие о русалках с другими поверьями, или, может быть, автор не совсем хорошо познакомился с их понятиями.

...