Главная » Публикации » Библиография » Росницкий А. Заметки о курганах Прихоперских / А. Росницкий // Известия Императорского археологического Общества. – С.П., 1865. – Т.5. – С. 92-95.

Заметки о курганах Прихоперских.

В Балашовском уезде Саратовской губернии, в особенности на левой стороне реки Хопра, курганов весьма много; все они разной величины. Курганы эти, в особенности малые, всюду, как видно, сохранились неприкосновенными; большие же курганы, хотя и в некоторых местах и были раскапываемы, как это видно из оставшихся признаков, но преданий о том – было ли что находимо в этих курганах, почти нигде не сохранилось. Когда, кем и с какой целью были устроены курганы? Вот вопросы, заслуживающие внимание науки!

Весьма замечательно то, что курганы, в особенности большие, все расположены правильным образом и идут от запада на восток по прямому направлению от берегов Хопра до берегов Волги, почти на одинаковом друг от друга расстоянии. Около больших курганов непременно есть и малые, что подает повод думать, что на этих курганах были как бы стоянки или сборные пункты отдельных отрядов кочующих народов, а может быть, эти курганы служили указателем пути от берегов Волги по непроходимым степям во внутренние древнего нашего отечества владения, кажется, оканчивавшиеся старою Рязанью и при ней существовавшим земляным укреплением.   Курганы в начале своего существования, надобно полагать, весьма были огромны, так что и в настоящее время с одного кургана виден по порядку и другой, отстоящий иногда на четыре, пять и даже на десять верст на ровной местности. Не знаю, идут ли за рекой Хопром, по губернии Тамбовской, по одному и тому же направлению, и в том же правильном расположении, эти курганы: но от левого берега реки Хопра, первые четыре или пять курганов встречаются в верстах четырех от села Свинухи на крутой горе. Они в настоящее время, покрыты зеленою муравою и на них не видно нисколько следов раскапывания; далее, на расстоянии верст около шести, есть небольшие курганы около деревни Охловки, имения г. Устинова, но они нисколько не значительны; потом эти курганы идут на восток. Из них один большой, на выгоне слободы Стархоперской, называется высокою могилою; неподалеку от столбового тракта на правой стороне в Тростянских столбовых дачах два кургана большие; верстах в двух от села Тростянки на самой дороге – курган довольно большой; за речкой Тростянкою, на горе, по Ивановской дороге – огромный курган, изрытый со всех сторон; не далее верст пять от села Ивановки, при разделении дорог Балашовской, Тростянской, Ивановской и Ковалевской, огромный курган. За селом Ивановкою, по тракту на деревню Колобовку есть курган близ самой дороги; далее, на левом берегу реки Красавочки, встречаются курганы в довольно большом количестве. Подъезжая к речке Терсе, верстах в восемнадцати от речки Красавочки и, углубляясь взором в ровную отдаленность, можно видеть много курганов, расположенных по разным дорогам полей, принадлежащих слободам: Самойловке, Песчанке, и Семеновке.

Здесь, на речке Терсе, в недавнее время, как рассказывали мне жители означенных слобод, находили разные воинские древние доспехи, как-то: кольчуги, стремена и прочее, равно и огромной величины кости, вымываемые из берегов Терсы полою водой. Огромные кости находят и на берегах Хопра: например в 1854 году, тростянский крестьянин принес ко мне зуб, весом 8 ½  фунтов. Зуб этот, как видно кутневый, кристальность его с верхней части нисколько не повредилась, но время свое взяло и положило на нем ясную печать тления: нечаянно уроненный со стола, он раздробился на многие части, из коих самая большая часть весом фунта в два цела у меня и ныне. Полагать надобно, что этот зуб звериный. Доказательством того, что все перечисленные мною курганы надобно относить ко временам глубокой древности, и именно ко временам владычества монгольского, служить может то, что изредка земледельцы разных мест нашего края выпахивали в курганах и находили случайно татарские медные монеты большие и малые.

От речки Терсы курганы далее и далее идут по направлению на восток до берегов Волги, где, как известно, были улусы кипчакских владений. Присовокуплю еще: если описанные мною курганы и среди дня видны один от другого простым, невооруженным взглядом; то что сказать о том, если на них в ночное время развести пылающие костры? Кроме прекрасной картины для взора, не могли ли эти курганы диким владельцам своим служить маяками, с которых, при разведении огня, можно было подавать немые условные знаки по всему их протяжению. В лесных урочищах села Беломойки, близ озера, называемого Мысовским, находится большой курган, в котором и ныне находят разные вещи, как-то: сабля, кинжалы и человеческие кости. В лесу села Мелика есть три кургана, называемые пупками: большим, средним и малым. Первый из них, большой, весь изрыт ямами, как отзываются жители, искателями кладов: но находил ли кто в этом огромном кургане что либо, о том сведений не имеется. Во втором же кургане, среднем, лет пять тому назад вырыта кольчуга железная, снизанная из мелких колец, в виде крестьянской рубашки с разрезанным воротом. В недавнее время около деревни Николаевки, принадлежащей приходом к селу Росташам, имения г. Рюмина, виден был крутой обвал, который назывался, и ныне называется, Калмыцким базом, название, прямо указывающее, что в этой местности находились некогда кочующие народы: это тем более доказывается, что при распашке Калмыцкого база, находили копья, дротики и седельные стремена.

При селе Большом Карае, который имеет оседлость свою на весьма крутой и высокой горе, изрытой временем в разных направлениях глубокими ярами, находится с курганами гора, и при подошве этой горы долина, называемая Богатыркою: около этой горы изредка, в не очень давние времена, некоторые находили, как говорят жители, ратные вещи, как-то: кольчуги, пики и другие воинские доспехи. Молва народная гласит, что здесь во времена древние обитали богатыри, отчего и усвоено горе и долине название Богатырки; всего же вероятнее, что тут, при берегах речки Карая, имели пребывание какие-нибудь кочующие народы или просто разбойники, воинственный убор коих подал прежним обитателям хоперского края повод называть их богатырями, и в последствии усвоено это название и тому месту, где они временно пребывали.