Главная » Публикации » Библиография » Слобода Самойловка // Саратовский справочный листок. – 1871. - №74.

Слобода Самойловка

В предлагаемой статье автор постарался очертить тот общий вид, какой имеет в настоящее время слобода Самойловка, прошедшая через 120 летний возраст со времени своего возникновения.

На крутых изгибистых поворотах реки Терсы, по ее отлогим берегам растянулась слобода Три Острова, Самойловка тоже, быстро расширяясь в ширину по низменной поляне, богатой мелководными озерами образовавшиеся через весенние разливы Терсы. Внешний вид слободы с изгорной дороги в село Пашково представляется довольно красивым.

Отличительная черта построек Самойловки заключается в способе расположения дворов и домов: они жмутся в кучу и соломенные крыши надворных и уличных строений почти сливаются между собой. Горький и тяжелый опыт заключается во всеистребляющем пожаре, который так часто испытывают села, мало научает крестьян, и если в несколько часов исчезают целые улицы, то через некоторое время на этих местах и в таком же точно порядке являются новые дома до нового пожара. Впрочем, с последнего ужасного по своим размерам пожара, который в 1861 году истребил в Самойловке 200 дворов и церковь, жители Самойловки стали вводить в покрой крыши и глину. Последняя, будучи смешана с известным количеством рубленой соломы дает отличный несгораемый материал. К сожалению, повсеместному развитию этого полезного нововведения препятствует то обстоятельство, что под глиняною крышей требуется сравнительно большое количество леса, который на основе стропил должен лежать частою сетью. При безлесье же расход составляет для крестьянина непосильную трату. Кроме того, глиняная крыша намокает от дождя, пускает грязные потоки, размывает и обнажает стропила, или, не успев просохнуть, продавливает себе основание и рушится. Позволим себе рекомендовать сельским домовладельцам и вообще крестьянам употреблять несколько иные методы покрывать свои жилища. На редкую клетку стропил накладывать хворост или, еще лучше, плетеной лозняк, на который следует класть сравнительно тонкий слой чесаной соломы. Последнюю следует заливать жидким раствором землистой глины, которая, проклеивая солому и засыхая, образует собой легкую, но твердую крышу. При таком условии уже гораздо труднее будет пожару от искр выбрасываемых из трубы, а кто не знает, что последнее обстоятельство служит одной из главных причин пожаров в селах.

В настоящее время в Самойловке считается 1331 двора, 2 церкви, из которых одна каменная, красивой архитектуры во имя Успения Божией Матери, другая во имя Святого чудотворца Николая, только что строящаяся вместо сгоревшей в 1861 году. На общее число жителей (4449 мужского пола и 4507 женского пола) имеется 4 штата духовенства по 2 на каждую церковь. Приход каждого священника простирается до 1000 человек, что в общей сложности дает каждому штату до 1800 рублей среднего дохода.

Экономическое состояние жителей Самойловки нельзя отнести ни к худшему ни к хорошему, крестьяне не богаты и не бедны. Такой средний уровень материального достатка присущ, по нашему мнению большинству наших селений. За критерий при определении зажиточности крестьян принимается обычно тот вещественный достаток, который выражается в зданиях, постройках, орудиях полевого и домашнего хозяйства. Денежный фонд, в смысле  свободного капитала, у Самойловских крестьян не имеется, общественное же имущество и доходность, правильное определение которых ускользает из рук, по причине нерационального и бесконтрольного пользования. По определению господина Раевского у крестьян слободы Самойловки имеется: крупного рогатого скота 7650, лошадей 3950, овец 3500, свиней 1300, итого 1640. Что касается до рогатого скота, лошадей и овец, то к сожалению мы должны на слово поверить господину Раевскому  в точности определения числа этого рода животных, относительно же свиней укажу 1300 штук находим крайне неверно. В слободе 1331 двор и редкий двор не имеет свиней, тогда как большинство жителей держат по 5-6 свиней, содержание которых обходится очень дешево, к тому же привязанность малороссиян к этому сальному животному известна всякому. Относительно замечания господина Раевского, что малороссы умеют обращаться с рогатым скотом и выводить его, ……… его словами, порода скота у них лучше, чем такая же у великорусских крестьян, скажем, что хохлы редко выводят, растят их в своих заводах рабочих быков, если же и решаются, то обыкновенно скотина выходит малосильная, малорослая. Та же порода, которую, вероятно, видел господин Раевский, принадлежит к степному калмыцкому типу скотины и малороссы села Самойловки и других селений всегда приобретают на плуг пару, прочие побогаче 2-3-4 пары краснобурой статной калмыцкой скотины. Скот содержат вообще небрежно, для него нет никаких приспособлений в  надворном строении и непокрыт сверху (у великороссов лабаз), служат скотине приютом зимой. Корм дается преимущественно соломенный, малопитательный и вовсю морозную зиму скотина испытывает много лишений и невзгод. Летом взрослая скотина отбирается под работу, а подростки пускаются на вольную пастьбу по лугам в гулевой стадо, которое состоит из телок, бычков, свиней и овец. Подобное распределение совершается и с лошадьми, которых малороссы отгоняют после посева в табуны на подножный корм до времени уборки хлеба. За лошадь, бычка и даже свинью платится в пользу пастуха от 8 до 20 копеек с головы. Выгон в поле совершается рано, иногда до появления первой травы – отчего скотина с начала весны худеет до жалости, особенно молодые лошади, которые не переносят бескормицы и весеннего холода. Свинья, хотя и очень чувствительна к весеннему холоду, но зато находчива в добывании пищи, выкапывает корни многолетних растений. Говоря же вообще скотоводство крестьян слободы Самойловки и окрестных селений очень незначительна. Причин этому явлению много и большинство их скрывается в экономическом складе крестьянской жизни и кроме того, в отсутствии кровных и сильных животных, которые могли бы приподнять туземную породу. Впрочем, в рогатый скот вносится кровь калмыцкой породы, и на стадо коров всегда два три породистых бугая, но для табунов лошадных совершенно нет породистых жеребцов. Это неудобство так очевидно отразилось на породе здешних сельских лошадей, что последние далеко не могут идти в сравнение с великорусскими крестьянскими породами. Обществу, и при том …….. как слобода Самойловка, ничего не стоило бы приобрести на весь состав сельских табунов породистых жеребцов, но малороссы равнодушны к улучшению лошадиной породы, которая на работе заменяется рогатым скотом.

Площадь крестьянской земли, принадлежит слободе Самойловке, простирается до общего числа в 28177 … десятин, из которых не удобной 2749 ¼  десятин.

Каждая ревизская душа получает надел 6 ¾ десятин, считая в том числе места под выгон и лес. За исключением всего этого в пахотном полевом наделе остается до 5 ½ десятин.

Разрастаясь и увеличиваясь, Самойловка постоянной выделяла из себя несколько селений, которые селились хуторами по низменной долине реки Терсы, имея в центре своем Самойловку. К этим одиноким выселкам каждого года приселялись другие хуторяне и постепенно образовались колонии, которые в настоящее время имеют независимое положение сел. Таким порядком добровольного выселения жителей Самойловки образовались колонии, которые в настоящее время имеют положение независимых сел. Так образовались села: Залесянка (в тех верстах за рекой и лесом от Самойловки) с церковью и значительным поселением, Каменка в 14 верстах тоже с церковью, Ольшанка, деревня в 5 верстах, и много одиноких хуторов и поселков. Причинами выселения служило отчасти желание быть вблизи своих полей, так как с увеличением народонаселения земельные наделы уходили все дальше от слободы, отчасти сильные пожары, которые нередки в многоместных селениях. Так после огромного пожара в 1861 году многие погорельцы, которым отводилась земля для усадеб вдали от воды на выгоне, образовали особый поселок на реке Терсе Николаевку, дворов в 150-200. Другая значительная малороссийская слобода Елань (Аткарского уезда), отстоящая от Самойловки в 25 верстах породила в свою очередь селений 8-10, в настоящее время совершенно самостоятельных, кроме того, с давнего времени когда шло переселение из Украины образовались малорусские поселения в районе реки Терсы, так что юго-восточная часть Балашовского уезда составляет теперь как бы оазис малорусских народностей.  Жители вышеназванных селений все без исключения православного вероисповедания, и, вообще малороссы, отличаются особенной любовью к обрядам православной церкви. Впрочем, религиозная история жителей этого края представляет несколько интересных примеров увлечений пропагандой раскольничьих толков, так, например, в 1860-х годах из Самойловки вышел своеобразный вероучитель из молчальников, некто крестьянин Лука Кардаш, которому по окрестным селениям удалось образовать род сектантских общин, в настоящую пору совершенной уже исчезнувшую. На смену Кардашу явились учителя из Х…. секты. Причиной  появления всяких темных и нелепых сектантов, служили, как и везде среди простого населения его малое умственное развитие.

В слободе Самойловке на 9100 жителей обоего пола имеется одна школа, вмещающая в лучшее время (зимой) 175 детей обоего пола, что составляет 52 безграмотных на одного грамотного. Стремление крестьян к обучению проявляется сильно и постоянно, и выражается в том, что своих детей они отдают в науку к сельским черницам, которые только недавно стали утрачивать свой педагогический авторитет. Значение этого класса лиц в сельском сословии представляет из себя характеристическое явление не лишенное интереса. Сельские черницы существуют во всяких селах, русских и малорусских и пользовались прежде уважением крестьян, которые смотрели на них как на постоянных молельщиц, молящих день и ночь о грехах своих и чужих. Между тем бдение черниц мотивировалось совершенно другими соображениями. Они молоды, бывают нередко красивы, сытно едят и пьют. Последствия праздности понятны каждому еще из изречения прописей. В Самойловке имеются эти добровольные среди мира подвижницы. Занятия их: чтение для усопших и пение для услады религиозных душ.  Хотя особого вреда не заключается в существовании черниц среди народа, но нередко случается, что они служат невольным проводником религиозных учений, суеверий и предрассудков. Они грамотны, но их литература состоит почти исключительно из ……. И отреченных книг (апокрофов), нелепым содержанием которых проникается их религиозное мировоззрение, отчего последнее иногда принимает оттенок какого-то неопределенного, мистического проявления. С этой стороны черницы очень опасны для народа, который может пошатнуться в своих мнениях под например непонятных для него, но тем не менее авторитетной пропаганды. Авторитет же последней держится на всеобщем уважении народа к книгам духовным, так называемого божественного содержания к которому относится все, носящее на себе следы церковного духа. Впрочем духовенству слободы Самойловки следует отдать справедливость за ту зоркую наблюдательность, с которым они следят за поведение и действиями черниц, не играющей там видной роли поучителя народа.

Говоря об экономическом положении крестьян Самойловки, мы упустили из вида очень важное обстоятельство при оценке народного богатства – торговлю крестьян. Но последняя не отличается у крестьян особым развитием, как по отсутствию какой либо технической производительности жителей, так и по близости (25 верст) огромного торгового пункта села Елани. Слобода Три Острова относится к внутреннему рынку, на котором продавцы находят сбыт своим предложениям и в свою очередь приобретают продукты потребления. Отпускная торговля Самойловки очень значительна, но ведется она не со стороны крестьян, которые продают хлеб свой отчасти на месте, отчасти в Елани и Балашове. Все количество продаваемого хлеба скупается местными или приезжими купцами, цены же на хлеб устанавливаются преимущественно Еланским рынком, который регулирует со своей стороны целый район реки Терсы.

В Самойловке для постоянной торговли имеются лавки (числом 13) товар которых разнообразен настолько, что удовлетворяет потребности сельского населения. Главные продукты: чай, сахар, соль, веревки, стремянки и прочие виды необходимые в крестьянском быту.

Самойловка лежит по линии скотопрогонной дороги по которой ежегодно гонится рогатый скот, преимущественно овцы различных пород. Весь скот закупается в  Донских пределах, откуда везется в Москву и Петербург. Приобретается он Балашовскими, Кирсановскмими, Козловскими и др. За прогон скота Самойловским обществом с гуртовщиков взимается порядочная плата, налагаемая за право водопоя, корма и прогона по мостам и частям. Размер платы устанавливается по личному соглашению между приказчиками и управляющими гуртов и сельским местным начальством. Цифра доходности очень значительна.