Главная » Публикации » Земляки » Горизонтов Николай Парфёнович

Горизонтов Николай Парфёнович

Рождение, учеба и первые годы служения

Николай Парфенович Горизонтов  родился 14 октября 1844 года, в слободе Песчанка Балашовского уезда в семье священника Парфения Гавриловича и Татьяны Ефимовны. Удаленность Песчанки от центров культуры не помешали Парфению Гавриловичу быть одним из образованнейших людей губернии, усердным корреспондентом «Императорского Русского Географического Общества» и «Саратовских губернских ведомостей».

Парфений Гаврилович живо интересовался археологией, древностями, историей края. Писал статьи в губернские газеты. Вместе с женой воспитал четверых детей: дочерей Людмилу и Александру, сыновей Ивана и Николая.

Выбор профессии сыновьями был предопределен самим фактом рождения в семье священника. Однако своеобразные взгляды Ивана на окружающую действительность  помешали ему окончить Саратовское духовное училище. Перед выпускными экзаменами его отчислили из семинарии с формулировкой: «Увольняется из семинарии по неблагонадежности к духовному званию…».  Он посвятил свою жизнь журналистике, став издателем газеты «Саратовский листок».

А вот Николай оправдал надежды отца. В возрасте десяти лет его отдали в Саратовское духовное училище. Он был принят в архиерейский хор при Преосвященном Афанасии (известном любителе церковного пения), так как обладал превосходным дискантом.

Полный курс семинарии Николай окончил в 1866 году и служил недолгое время псаломщиком и регентом в слободе Баланда. 19 ноября 1867 года рукоположен в священнический сан с направлением в село Козловка Балашовского уезда.

За усердие в служении и любовь к крестьянам был утвержден катехизатором по 6-му благочинному округу Балашовского уезда, являлся председателем церковно-приходского попечительства в Козловке, а также гласным Балашовского уездного земского собрания и членом Губернского статистического комитета.

20 июня 1876 года Сербия и Черногория объявили войну Турции. В душах русских людей сербско-турецкая война вызвала небывалый эмоциональный подъем.  Жители Саратовской губернии, как и многие россияне, помогали своим братьям по вере деньгами, оружием, участвовали в боевых действиях. В жизни о. Николая наступил важный этап: с благословления епископа Тихона, он отправился в Сербию.

Несколько писем о. Николая по пути в Сербию и обратно  были опубликованы в «Саратовском листке». Командующий войсками знаменитый русский генерал Михаил Григорьевич Черняев принял о. Николая на должность священника при своем штабе. Черняев в благодарственном письме, адресованном епископу Тихону, сообщал: « … Священник Горизонтов прибыл в Делиград во время трехдневного боя против веры сильнейшего врага, которую с помощью Божией нам удалось и на этот раз отразить. … Горизонтов находится теперь при главном штабе и принимает на себя служене в походной церкви  (Джунинской позиции) устроенной усердием одного из русских офицеров … ». За участие в этой войне о. Николай был награжден сербским орденом Такова 3-й степени. Затем он вернулся на родину.

 Слобода Самойловка в жизни о. Николая

 1 сентября 1878 о. Николай был утвержден помощником настоятеля Никольской церкви слободы Самойловка.   Видимо, это событие было долгожданным в его жизни, т.к. Николай Парфенович был потомком первого священника слободы Самойловки, служившего в этой же церкви. Отсюда становится понятен его интерес к истории поселка. Свои мысли и впечатления он изложил в рукописи, написанной 5 октября 1884 года. В ней прослежены основные этапы истории слободы, ее жителей и вехи жизни самого Н.П. Горизонтова.

Текст рукописи можно условно разделить на следующие части:

1.   История образования Самойловки.

2.   Строительство храмов.

3.   Открытие учебных заведений.

4.   Быт самойловцев.

5.   Краткие биографические сведения из жизни священника Н.П. Горизонтова.

 «Во Имя отца и Сына  и Святого Духа.

Лето 1884 года октября 5 дня, я, нижеподписавшийся, положил сие писание для последующего рода человеческой памяти. Склалась сия каменная постройка на месте Святого престола церкви, построенной вместо сгоревшей в свое время. Слобода Самойловка, Три Острова тож, стала населяться сначала 18 столетия из Киевской, Черниговской и Полтавской губернии, людей бежавших от господствующих. В 1878 году, мне рассказывал 70-летний старик Погорелый Павел, что ему говорил его дед, что когда впервые поселенцы подъехали к залесянским курганам, то две недели стояли около них, побоялись переехать Терсу, текущую в густом лесу, наполненном хищными зверями. Лес был и по Коневке и по всем оврагам толстый и густой.

Первая церковь была срублена в 1754 году из дубов. Она стояла, где теперь часовня на Успенской площади. В 1807 году началась строиться каменная. В 1821 году ее освятили, а в 1835 году протоирей Николай Филиппович Молдавский, мой прадед, на свой счет перенес ее деревянную церковь на эту площадь. Престол стоял недалеко от левой стороны алтаря, нынешней деревянной церкви. В 1860 году она сгорела вместе с 250 дворами. Прежде в слободе пожары были частые и большие. В 1864 году Топиловка и Тарановка сгорели в числе 340 дворов и все по неосторожности. В 1882 году освятили церковь в Ольшанке и приписали к нашей Никольской церкви, где мы служили с настоятелем по очереди.

Теперь в Островах четыре священника и один в Залесянке … В Островах теперь, кроме Залесянки и Ольшанки 11000 душ обоего пола. Народ религиозный, но пьют водку сильно. Пропивают по 50000 рублей в 4-х кабаках. Здесь 4 мужских и одно  женское училище. В 1878 году было только одно».

Православное духовенство всегда считало одной из своих главных задач распространение образования среди своих прихожан. В 1878 году о. Николай стал инициатором  открытия в Самойловке училища, в котором преподавал семь лет.  «Я поступил и на свой счет открыл при своей церкви и другое потом вскоре и третье и т.д. Учащихся во всех школах мужского пола 425, женского пола – 30. В своем училище я стал учителем и законоучителем…».

В начале занятия в Самойловском 2-м училище проходили на частной квартире. Затем сельское общество выделило на строительство отдельного помещения 2400 рублей, которое и было возведено в 1882 году. Училищное здание было длиной шесть, шириной пять саженей. Состояло из двух классных комнат, двух прихожих, комнаты для учителя и сторожа. Крыша была крыта железом.

«Училище это выстроено из лучших материалов, очень прочно и красиво, благодаря постоянному наблюдению за постройкой местного священника Н.П. Горизонтова. Следует даже сказать, что и сама постройка состоялась по его влиянию на общество», - сообщалось в документах Балашовского уездного земского собрания. С 10 января 1881 года была введена должность помощника учителя. С отцом Николаем стал преподавать священник Иван Питаевский. По итоговым экзаменам 1882 года училище признано одним из лучших в Балашовском уезде.  

«Спевки бывают три раза в неделю, - писал о. Николай. «Хор 40 человек из крестьян любителей, денег не получают за это, равно и я также люблю хор. Поют очень хорошо, такого хора в уезде нет. В училище занятия бывают с 13 ноября до страстной недели, или как растает снег. А весной и летом не бывают занятия. Летом ловлю рыбу сетями на реке Красавке и по прудам. Иногда поймаю пуда полтора рыбы и мер шесть раков».

Николай Парфенович приводит очень ценный исторический материал, характеризующий развитие местной экономики. «Цены иной год: пшеница от 50 коп. до 2 руб. за пуд, 2 рубля редко, а больше рубль. Рожь от 35 копеек до 1 руб. 65 коп. за пуд, ячмень от 30 коп. до 60 коп., овес 17-35 коп., пшено от 50 коп. до 2 руб. Мясо от 3 коп до 11 коп., рыба от 2 коп. до 10 коп. Лошади от 5-25 руб., самая лучшая – 30 руб., крестьянская корова от 15 до 50 руб., овцы 4-7 руб. Сеют больше пшеницу. Масло коровье 17-23 коп., постное 10-25 коп.».

Отец Николай с горечью писал о местных нравах. Если крестьяне соблюдали посты, старались жить по уставу, то «мировой судья, доктор и все дворяне живут глупо и грешно. В церковь они не ходят, развратничают и вообще подают глупые примеры народу, а получают с народа косвенно и с земства мировой судья 3000 руб., а доктор 1500 руб., да практика на дому 500 руб.».

Отец Николай  отмечает, что прихожане его «любят за проповеди и любовь к пению». Вместе с тем, он считал, что детей в Самойловке воспитывать было трудно, так как слобода находилась «далеко от воспитательного центра и ездим в духовное училище с детьми в Балашов на лошадях, не кормя все 60 верст, а потом в семинарию в Аткарск и в Саратов по железной дороге». На момент написания рукописи, Николай Парфенович болел чахоткой и думал, что не проживет и трех лет, но с Божией помощью прожил еще 15 лет.

 Служение в городе Саратове.

 24 мая 1889 года о. Николаю было предоставлено место священника в г. Саратове при учебно-исправительном приюте для несовершеннолетних правонарушителей, где действовала церковь во имя святого князя Михаила Черниговского. Современники Николая Парфеновича так характеризуют этот период его служения: « … одно время не без успеха нёс обязанности смотрителя приюта. Администрация приюта и даже создатель этого учреждения, член государственного совета Галкин-Врасский, хорошо знали деятельность священника и смотрителя и ценили труды его. Он отличался аккуратностью, твердостью и удивительной любовью к порядку, хотя гуманные чувства не чужды были его сердцу, и он любил справедливость». В 1894 году о. Николай был переведен в церковь исправительного арестантского отделения г. Саратова. 7 февраля 1899 года после непродолжительной болезни Николай Парфенович отошел ко Господу.

В «Саратовском дневнике» писали: «Где бы покойный не служил – в селе, или городе – он служил истово, по чести, входил в нужды прихожан, наставлял их советами, как пастырь добрый, вникал в их общественные и семейные дела. Насколько он был близок прихожанам – видно между прочим из того, что до последней минуты крестьяне бывших его приходов (Козловки и Островов) при случае обращались к покойному за советом сюда, в город. Везде, где служил отец Николай, он учреждал школы, устраивал певческие хоры и неукоснительно был законоучителем; здесь в Саратове он преподавал Закон Божий в трех городских училищах».

Из некролога мы узнаем, что «похороны Николая Парфеновича Горизонтова проходили 9 февраля 1899 года. Литургию служили 12 священников, пели два хора певчих. Церковь полна была лиц, пришедших отдать последний долг усопшему, не говоря уже о заключенных и учениках городских училищ, в которых покойный был законоучителем. На похоронах присутствовали саратовский городской голова, члены правления приюта и тюремного комитета, много лиц из общества. Умер священник на 55 году жизни, священствовал 31 год, учителем и законоучителем был более 25 лет. Имел награды: камилавку, наперсный крест, знак Красного Креста и сербский орден Такова».

 

Автор: Михайлова Ольга Алексеевна, заведующая Самойловским краеведческим музеем (филиал ГУК «СОМК»).

 

Доклад представлен на Вторую Епархиальную межрайонную научно-просветительскую конференцию «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2014 г.).